/ База знаний

Какой у вас стиль обучения?

5 мар 2019

Обучение как один из ключевых видов человеческой деятельности всегда вызывало огромный интерес исследователей. Но помимо интереса оно вызывает кучу сложностей в попытках его описать. Одна из самых популярных моделей обучения, которая повсеместно используется на бизнес-тренингах, была предложена Дэвидом Колбом. Он выделил основные 4 этапа модели Колба.

Попробую вам объяснить каждый этап на примере. Итак, поехали:

1) Непосредственный, конкретный опыт (concrete experience) — любой человек должен обладает некоторым опытом в теме, которой хочет обучиться. Абимбола, гордый вождь племени в Меланезии, увидел в небе самолет, который принёс волшебные дары (спасибо гуманитарным программам США). До этого момента он понятия не имел, что есть такие волшебные птицы и потребности учиться не существовало. А тут самолет увиделся, еда съедена, опыт получен, цикл запущен.

2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные наблюдения (observation and reflection) — данный этап предполагает обдумывание и анализирование человеком имеющегося у него опыта, знаний. Наш Абимбола начал обмозговывать увиденное. Железная птица прилетела, еду привезла, людей из себя достала. «Интересно», —думает Абимбола. И решил он точно для себя: «Хочу призывать железных птиц». 

3) Формирование абстрактных концепций и моделей или абстрактная концептуализация (forming abstract concepts) — на этом этапе происходит выстраивание некой модели, описывающей полученную информацию, опыт. Генерируются идеи, выстраиваются взаимосвязи, добавляется новая информация относительного того, как всё работает, устроено. Тут у нашего вождя случается беда — свернули гуманитарную программу. Решил Абимбола научиться самому призывать железных птиц на благо всего племени. И начал наш вождь смотреть, как же прилетает эта птица. А прилетала она на специальное поле (взлетная полоса) со странными высокими домами (диспетчерские вышки). «Если есть поле и дома — будут и птицы», — делает вывод Абимбола. 

4) Активное экспериментирование (testing in new situations) — последний этап предполагает экспериментирование и проверку на применимость созданной модели, концепции. Результатом этого этапа является непосредственный новый опыт. В нашей истории Абимбола решает строить такие же поля и такие же дома из бамбука и листьев, чтобы призывать железных птиц.

А дальше цикл запускается повторно и наш Абимбола уже будет открывать для себя новый опыт, осмысливать его, формировать новые теории и проверять их. Так и учимся. Кстати говоря, история про Абимболу реальная — именно так и появился во второй половине ХХ века Карго-культ.

Мы точно так же постоянно проходим этот цикл, но, в отличии от Абимболы, можем пропускать какие-то этапы или, наоборот, застревать в других. Эти особенности и формируют наши индивидуальные стили обучения. 

Знать свой стиль обучения необходимо для выявления сильных и слабых сторон. А знание сильных и слабых сторон позволяет нам компенсировать их и повышать эффективность обучения. 

Закрыть