/ База знаний

"МММ" или 3 ступени обучения

28 янв 2019

Как-то раз мне задали вопрос про мои тренинги: «А чем ты вообще занимаешься?». И в ходе ответа на этот вопрос у меня родилось собственное видение всей системы образования и моего места в ней.

Обучение представляет собой лестницу, включающую в себя три больших ступени. Каждая ступень достаточно высокая, но вполне посильная каждому из нас. В свою очередь, попытка переступить через одну ступень и попасть сразу на 2 или даже 3 уровень чревата большими трудностями и будет похожа уже не на подъем по лестнице, а на занятие по скалолазанию. Это не означает, что это невозможно, но это потребует намного больше усилий и понравится разве что любителям экстрима.

Теперь перейдем к описанию каждой ступени, которые мы будем называть «М». Каждая «М» — это двусторонний процесс, который включает в себя ученика и учителя. И если процесс со стороны ученика описан уже сто раз во всех книгах про саморазвитие, то со стороны учителя взглянуть на это удается реже.

Первая «М» — это Мотивация

Про личную мотивацию много сказано и написано, ее касаться не буду. Общая идея такова – если у ученика нет цели и нет мотивации учиться, то работа с ним будет в лучшем случае малоэффективна, и наоборот, высокая мотивация и четкая цель – основа успеха. Намного интереснее мне видится роль учителя на этом уровне.

Кто такой учитель-мотиватор? Смотрели фильмы про школу, где в «плохой» класс приходит новый учитель, который пытается всех спасти? Ему приходится преодолеть кучу испытаний, быть избитым в попытке защитить ученика, его могут обокрасть, он будет ругаться с директором и родителями самого талантливого ученика. Но в итоге класс сдает экзамены чуть лучше, чем «хороший» класс из соседней школы. Какой это учитель? Не скажешь, что он гений в своей области знаний. Его залог успеха в другом – он зарождает стремление учиться в детях. Для меня эти учителя – герои-мученики. Каждый день преодолевать стену непонимания и нежелания меняться со стороны учеников и при этом никогда не опускать руки. А когда эта преграда разрушена учителю необходимо просто отпустить учеников дальше, потому что самое главное он им уже передал. И начинать сначала с новыми учениками.

Вторая «М» — Методология

На этом этапе ключевая задача – научиться учиться. Сегодня за день мы получаем больше информации, чем в Средние века человек получал за всю жизнь. И этот поток постоянно увеличивается. Именно поэтому наша образовательная деятельность должна начинаться с того, чтобы понять, как правильно учиться. На деле мы имеем детей, которые приходят в школу, и информационный поток, который им надо самостоятельно усвоить. Нам объясняют, как работает мир вокруг, но не объясняют, как работает наш мозг. И это непонимание порождает главный, на мой взгляд, недостаток системы образования – нелюбовь к учебе. Несмотря на то, что каждый из нас в детстве был прекрасным исследователем и ученым, эта тяга к познанию разрушается об ограничения школьной системы. Ребенок получает задание выучить стихотворение. Но его не учат тому, как это сделать. Просто выучи. Кто-то справляется с этим, кто-то нет. На новый уровень входит эта проблема при поступлении в ВУЗ. Нагрузка на студента возрастает в несколько раз, при этом контроль сильно ослаблен или вовсе отсутствует до начала сессии. А на сессии новоявленные студенты физически не способны освоить весь материал. Именно так вместо обучения новым знаниям мы осваиваем другой навык – поиск возможностей обмануть систему и найти иное (шпаргалки, списывания, коррупция и т.д.) Навык, безусловно, полезный. Но учиться мы так и не научились.

Роль учителя на этом уровне – научить ученика пользоваться возможностями своего мозга и внешними источниками информации для максимально качественного и быстрого процесса обучения. Это должен быть курс, который будет основан на результатах исследований нейробиологов и психологов в сфере обучения. И этот курс должен стать фундаментом для преподавания всех остальных дисциплин. Образ учителя здесь – лучший друг и помощник, с которым можно и в поход пойти, и посмеяться, и попробовать собрать ракету из палки. Именно такая атмосфера позволяет ученику избавиться от страха ошибок и превратить любую неудачу в полезный опыт. Образ идеального ученика – 5-летний «почемучка», которого никогда не устроит ответ «потому что».

И только третья «М» — мастерство

Тут все просто. В дело вступают мастера своего дела, которые достигли высот в своей профессии. Им не надо быть гениальными преподавателями, потому что ученики на этом этапе уже способны самостоятельно учиться и вытаскивать информацию из любого источника и использовать так, как посчитают необходимым. Я думаю каждый из нас был на лекции преподавателя, который мог заслужить какой-нибудь аналог «Оскара» в своей сфере и при этом не мог удержать внимания аудитории даже 5 минут. В моем идеальном мире ученики уже самостоятельно отвечают за свое обучение на этом этапе. Мастерство учителя на данном этапе – передать свой профессиональный опыт. Мастерство ученика – профессионально учиться.

Мое место в этой системе – вторая «М» (Методология). Я получаю огромное удовольствие от работы с учениками, которые четко понимают зачем пришли и что хотят получить. Они хотят научиться учиться. Я хочу помочь им. Поэтому я стараюсь создать максимально открытую атмосферу на занятиях, чтобы абсолютно любой мой ученик мог задать любой вопрос. Мы шутим, обсуждаем ситуации из жизни и зачастую отходим от темы. Почему? Потому что новая тема сейчас интереснее. А рядом с интересом всегда находится самое эффективное обучение.

До уровня Мастерства мне еще предстоит со временем дорасти в профессиональном плане. А до уровня Мотивации меня ждет огромная работа в плане эмоциональном. Но это уже другая история).

Закрыть